Интервью академика Есаулова Г.В.

На пороге открытия Дней науки и Международной научно-практической конференции в МАРХИ проректор МАРХИ по научной работе, академик РААСН Есаулов Георгий Васильевич рассказал о научных результатах МАРХИ за минувший год, месте науки в высшем образовании сегодня и своих ожиданиях от нового поколения будущих специалистов.

— Георгий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о теме предстоящей конференции.

— В этом году мы не изменяем традиции, сформированной нами ранее, – стремиться следовать тематике объявленного президентом Российской Федерации в стране года.
2017-й – Год экологии, Год особо охраняемых природных территорий. Обе темы тесно связаны между собой и очень важны для развития архитектуры, градостроительства, дизайна.

Читать далее »

В этом контексте мы провели ряд конкурсов. Студенческий – это конкурс клаузур «Единицы экологического равновесия (территориально-планировочные образования)», в котором участвовали студенты 4-го курса факультета бакалавриата. Все, кто придет на конференцию – студенты МАРХИ и других вузов, – смогут увидеть работы победителей. Второе мероприятие, раскрывающее образы природы, архитектуры и их взаимодействие, – выставка работ победителей фотоконкурса «Архитектура в природе. Природа в архитектуре». Так мы наглядно заявляем тематику. Она пройдет через заседание многих секций, круглых столов, пронизывая всю содержательную структуру нашей конференции. Это то, что отличает конференцию 2017 года от предшествующих.Нам очень важно и приятно, что в конкурсах участвовало большое количество студентов, педагогов, выразив свои взгляды, свое понимание этих проблем.И на пленарном заседании у нас запланированы два доклада: «Особо охраняемые природные территории в условиях современного мегаполиса» доцента МАРХИ Е.С. Ожеговой и «Возможности малой солнечной энергетики в России» профессора МАРХИ М.С. Мягкова. Это научный взгляд на ту же проблематику, но уже своего рода аналитический, обзорный подход к возможности участия архитектора в решении экологических задач. Мы полагаем, что на заседаниях секций и круглых столов также будут подняты актуальные вопросы, которые получат затем свое воплощение в студенческих проектах и исследованиях педагогов МАРХИ.

— В программе пленарного заседания заявлено Ваше выступление. О чем будет Ваш доклад?

— Традиционно сложилось, что на каждой научной конференции мы подводим итоги научной деятельности предшествующего года – это наше видение, чем мы занимались, что удалось сделать. И я хочу представить результаты и поговорить об их значении.

Сегодня научная деятельность все больше востребована в высшем образовании, и если раньше мы относились к ней как к чему-то второстепенному, то сегодня без развития науки в сферах, которыми занят архитектор, градостроитель, дизайнер, невозможно найти решение задач, стоящих реально перед современной практикой. Потому уже на уровне бакалавриата начинается подход к изучению основ научной деятельности. В магистратуре она составляет основное содержание. Многие задачи, решаемые сегодняшним архитектором, градостроителем, – это задачи, без преувеличения, проектирования будущего. Чтобы спроектировать будущее, нужно не только уметь фантазировать, воплощать свои идеи, нужно понимать, чего ждет человечество, население того или иного города, поселка, деревни; чего ждет, чем живет, как видит свое будущее. Такой форсайт проектирования, где много участников, но воплощение пространственных идей все-таки зависит от архитектора. И именно научное предвидение, социальное прогнозирование, социальное проектирование становятся неотъемлемой частью деятельности архитектора и градостроителя. Обучить этому, освоить методы, позволяющие этим заниматься, – наша задача. Конечная цель, разумеется, – получение новых результатов. Так, магистратура сегодня, реализуемая в МАРХИ, это очень мощный инструмент, который позволит заглянуть в будущее и действительно соединить вот эту прогнозную составляющую с проектной. Потому и доклад назван «МАРХИ: от научных поисков к экспериментальным разработкам».

Видимо, это сейчас наиболее плодотворная и эффективная по своим будущим результатам сфера деятельности в высшей школе, дающая возможность, с одной стороны, образовательного и воспитательного начала, использования его в подготовке, а с другой – научного поиска. Интеграция происходит как раз в магистратуре. Мы полагаем, что магистерские диссертации на протяжении буквально следующих лет станут открытием того, как будет развиваться наша городская среда и система расселения, что будет происходить со зданиями, как будут меняться их типы, что будет ярко представлено в жизни городов, так называемых общественных пространств, о которых сегодня все больше и больше говорят. Это то, что мы видим, в чем мы живем. По существу, это территории социального партнерства. Какими им быть – во многом зависит от нас, архитекторов, градостроителей, предлагающих конкретные решения, а заинтересованы в этом все горожане.

— Какие темы сегодня занимают студентов? О чем они больше всего говорят?

— Я думаю, что на студенческом уровне мы можем видеть, как постепенно человечество переходит в новую фазу развития, новую стадию – информационное общество. О молодежи, конечно, лучше могут сказать представители самой молодежи; я, скорее, выражу свое видение. Мне кажется, именно информационные технологии составляют сегодня очень важную часть жизнедеятельности, быта молодого населения. Насколько здесь положительного, насколько сложного, неоткрытого еще, пока судить сложно. Это первое поколение, которое живет в другой информационной среде. Предшествующие поколения не имели такого опыта и поэтому неудивительно, что молодые люди уверенней, смелей обращаются со «средой гаджетов», чем их родители, бабушки и дедушки. И увлеченность информационной составляющей жизни так или иначе скажется на быту, предпочтениях, вкусах. Я придерживаюсь той точки зрения, что сегодня исключительное значение могут иметь так называемые системы «умных» объектов: «умный» дом, «умный» город, – я прогнозирую дальше – «умная» система расселения, о чем писал в своих статьях. И мне кажется, что молодежь будет осуществлять именно эту линию. Они очень увлечены сегодня виртуальным моделированием, виртуальными технологиями, возможностями изменения среды жизнедеятельности благодаря удаленному доступу, фрилансу, благодаря тому, что умные системы управляют городами, жизнью и так далее. Но сохраняется интерес и к традиционным формам искусства. У нас институт, где искусство, наука, техника очень тесно переплетены, поэтому думаю, что в каждой ипостаси этого традиционного сочетания они находят интерес. Ну а поскольку у нас очень талантливые студенты, то мы каждый день ждем открытий.

— И на темах, которые они выбирают, это тоже, конечно, сказывается…

— Безусловно. Темы могут быть традиционные, но видение этих тем все время обновляется. И в этом исключительная роль школы как сочетания традиций и новаторства. Это вечная проблема – сочетание истории и современности.

— Как Вы уже говорили сегодня, научная конференция – результат работы за год огромного коллектива, студентов, педагогов. И вопрос к Вам достаточно глобальный. Как Вы оцениваете уровень научной квалификации участников? Как Вы оцениваете то, что было достигнуто за минувший год?

— Здесь спектр и квалификаций, и достижений очень разный. Мне кажется, что одним из важнейших достижений является публикация серии книг в рамках сотрудничества МАРХИ и Уральской горно-металлургической компании. Книги, опубликованные «Архитектурой С» – издательством, с которым сотрудничает институт, – по своей сути, по содержанию являются фундаментальными изданиями. Руководитель издания серии – ректор МАРХИ академик Д.О. Швидковский; в этой серии и его труды, и моя книга, и книга профессоров В.В. Кочергина и Ю.Е. Ревзиной, Д.А. Карелина. Эти издания по существу – результат многолетних научных исследований фундаментального характера, которые вносят новый вклад как в историю отечественной архитектуры, так и в оценку роли российской архитектуры в мировом историко-культурном процессе.

Другой полюс – тезисы, представленные молодыми исследователями, студентами бакалавриата, даже первокурсниками. Вероятно, для целого ряда обучающихся – это первые публикации в жизни. Это, конечно, еще начальный уровень, как бы вхождение в процесс, его понимание, но он очень важен. Без первого шага не будет и последующего. Деятельность сформировавшихся ученых и студенчества – связанные вещи.

Важна и организационная составляющая научной деятельности. Каждые пять лет команда управленцев обновляется, начиная с выборов ректора. Мы оборачиваемся назад, в ретроспективу прошедших 10 лет. За эти годы в вузовских сборниках – их было более 30 – опубликовано больше 6000 статей и тезисов докладов. Это очень серьезный вклад педагогического и студенческого коллектива МАРХИ; это наш общий вклад в развитие архитектурного образования, архитектурной науки в самых различных ее сферах. Можно говорить о большой научной победе коллектива: удалось собрать столько знаний, их обобщить, систематизировать.

Мы идем и по линии взаимодействия с другими школами. Обладая функциями ведущей архитектурной школы в России, мы ответственны за координацию научных исследований; по нашей инициативе на сайтах архитектурных школ созданы странички «Научное сообщество», где представлены публикации педагогов за прошедшие пять лет, и каждый год она обновляется. Видя эти публикации, очень легко понять, чем живут педагоги, студенты в определенной школе: понимать, чем занимаются во Владивостоке и Новосибирске, в Хабаровске и Красноярске, в Нижнем Новгороде и Самаре, Санкт-Петербурге и Москве, – это очень важно для маститых и начинающих исследователей. Там публикуются работы из ваковских изданий, изданий систем международного цитирования Scopus, Web of Science. Эта инициатива МАРХИ, безусловно, принесет плоды и будет полезна для всей высшей школы.

В рамках темы формирования единого научного пространства мы издали – я говорю мы, потому что это усилия нескольких вузов, в которых действуют или действовали диссертационные советы, – перечень диссертаций, защищенных в Российской Федерации, кандидатских и докторских за истекшие 25 лет. Набор этих диссертационных исследований очень ярко представляет научную картину, какие темы были защищены, что может быть продолжено, какие есть пути для интеграции, для параллельного исследования и взаимодействия ученых. Я считаю, что это отвечает на вопрос об уровне. Знание этого уровня позволяет его постоянно повышать. Потому наряду с тем, что мы представляем диапазон исследований, мы даем и возможные векторы их развития, тем самым формируя не только интерес к науке в нашей школе, но и с радостью сотрудничая с другими университетами России. И в этом – тоже цель нашей политики.