Веб-портал ARCHI.RU опубликовал лучшие работы магистрантов кафедры «Архитектура жилых зданий» МАРХИ

Российский архитектурный веб-портал Archi.ru опубликовал две статьи, посвященные лучшим работам магистрантов с кафедры «Архитектура жилых зданий» Московского архитектурного института (государственной академии).

Первая статья «МАРХИ: магистры жилых зданий» рассказывает о девяти   лучших магистерских работах, созданных за последние два года под руководством профессора Владимира Юдинцева.

Программа магистратуры МАРХИ оставляет за выпускающими кафедрами свободу выбора типа магистерской работы и направления исследований. Магистратура кафедры «Архитектура жилых зданий» проектная, где результатом исследовательской работы становится серия проектов, объединенная общей проблематикой исследования. Теоретические разработки имеют непосредственный выход на проектирование, то есть на основе проводимых исследований магистранты формулируют расширенное техзадание для конкретных экспериментальных проектов.

За два года интенсивной проектной и научной работы магистрантами группы под руководством профессора Владимира Юдинцева подготовлены серии проектов, объединенных поисками приемов и направлений гуманизации городской среды Москвы.

Владимир Юдинцев, профессор МАРХИ, руководитель группы:


«Никаких сверхъестественных задач своим магистрам мы не ставили. Следили только, чтобы темы были действительно ощутимо реальными, независимо от того, мы их им предлагали, или они сами находили. Удачно получилось, что все темы «уместились» на московском материале и интрига обращения с ним была одинаково близка и студентам и преподавателям. Без подобной взаимности пройти двухлетний путь и трудно, и скучно, а главное – нечем друг друга удивить. А так хоть по разу, а приятные сюрпризы случались к обоюдному обогащению. Другим важным свойством магистерского этапа обучения, на наш взгляд, является избавление студентов от «штучного» подхода к городскому проектированию, этого привычного «вывиха» отечественной архитектурной практики. От него лучше избавиться в МАРХИ, чем потом на натуре свершений, когда все поймешь, но ничего уже не исправишь».

Полностью с публикацией можно ознакомиться по ссылке.

Вторая статья «МАРХИ: железнодорожные ветки Москвы» посвящена восьми магистерским работам группы Дмитрия Величкина и Николая Голованова, основанным на идее вывода железных дорог и вокзалов из центра Москвы и замены их легким метро за МКАДом. Задачей студентов было спланировать, как застройка бывших ж/д территорий могла бы заменить реновацию районов пятиэтажек.

Магистрантам группы МАРХИ под руководством Дмитрия Величкина и Николая Голованова был предложен комплексный экспериментальный проект – застройка железных дорог и прилегающих территорий в пределах от центра до МКАД. Тема стала откликом профессоров на московскую программу реновации, в рамках которой планируется обеспечить жильем около 1 млн человек. Задачей студентов было предложить альтернативные решения.

Дмитрий Величкин и Николай Голованов, руководители группы:
«В предложении нашей группы рассмотрены все девять веток железных дорог Москвы. Площадь, занимаемая железными дорогами и прилегающими территориями, составляет порядка 12 000 га: это железнодорожные пути, пакгаузы, складские здания, промышленные сооружения и прочие. Нетрудно посчитать, что при средней плотности 100-150 человек на гектар, на высвобождаемых территориях можно расселить от 1, 2 млн до 1,8 млн человек. Суть предложения – вывод железных дорог и строительство легкого метро за пределами МКАД, опоясывающего Москву. На пересечении существующих железных дорог и нового метро возникают новые вокзалы одноименных направлений – ТПУ, транспортно-пересадочные узлы. Такое решение позволит разгрузить центр города от огромного потока приезжих, а это около 1 млн человек в день, и создать перспективу развития города в направлении Московской области.

Современный житель Москвы, добираясь до вокзала, затрачивает в среднем около 40 минут. Причем те, кто едет из периферийных районов, тратят на дорогу около 1 часа, живущие в центре – около 20 минут. Вдоль МКАДа сложилась цепочка большого количества торговых центров, магазинов, складов, центров развлечений и прочего. Попасть в них можно в основном на автомобиле. Строительство метро вокруг Москвы сделает торговое кольцо более доступным. Интересное наблюдение – на момент открытия первого вокзала Николаевской железной дороги 1 ноября 1851 года Каланчевская площадь была самой окраиной Москвы, то есть первоначально вокзалы располагались на краю города. Население Москвы в этот период времени примерно 400 тысяч человек, то есть за 167 лет количество жителей города увеличилось более чем в 30 раз. Развитие современных технологий, компьютеризация производства и науки, создание логистических центров изменили качественный состав Москвы, что, безусловно, требует переосмысления генерального плана, новых стратегий развития города. Вывод железных дорог из города, предоставляет возможность объединения разделенных территорий. Кроме того, проектирование новых транспортных артерий на месте железных дорог дает возможность развития инфраструктуры города, нового взгляда на транспортную сеть. Развитие Москвы к периферии при отсутствии полицентрической системы расселения сильно перегружает центральную часть города, что особенно заметно в праздничные дни. Такая тенденция сохранится, если стратегия развития генерального плана будет осуществляться на прежнем уровне.

В комплексной работе группы проанализированы конкурсные предложения развития «Московской агломерации 2012 года». Выявлен ряд интересных предложений по созданию единой транспортной сети, которая объединяет аэропорты, а также направления развития застройки. Изучена экологическая обстановка в городе, предложены методика развития парков, скверов, садов. Проведен анализ высотной застройки Москвы, выделены зоны доминантного строительства. Выявлены участки с памятниками истории и культуры, что позволяет спрогнозировать будущие полицентры городской активности».

Ознакомиться со статьей можно по ссылке.